Русская Православная Церковь
Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит! Досточтимая матушка Сергия! Дорогие сестры, отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с завершением первой седмицы Великого поста и радуюсь, что в этот день, в канун памяти святых 40 мучеников и святого великомученика Феодора Тирона, имел возможность посетить Дивеевское подворье в Москве. Много раз проезжал здесь и всякий раз укорял себя за то, что нет времени даже остановиться и переступить его порог. Но, может быть, все складывается и к лучшему и, несомненно, по воле Божией, потому что ныне имел возможность не только войти под сень храма и посмотреть, как он устроен, но и помолиться вместе с вами.
Благодарю вас за прекрасное пение, за хорошую службу — по уставу, все правильно совершалось, и сердце мое радовалось.
Мы в течение всей первой седмицы Великого поста размышляли о духовной жизни человека, о тайнах этой жизни, о проблемах, с которыми каждый человек сталкивается, если он действительно внимательно относится к своему внутреннему миру, если внутреннее духовное состояние для него небезразлично. Тогда перед ним большой путь, и путь непростой, но это путь восхождения.
Если же люди не обращают внимания на то, что происходит в глубине их сердца, в их сознании, то перед ними нет никакого пути восхождения, но есть только один путь — становиться все хуже, хуже и хуже. Потому что для того, чтобы восходить в гору, нужны усилия, а для того, чтобы падать в бездну, усилий не требуется.
Вот почему мы и называем дни Святой Четыредесятницы великопостным поприщем. Это действительно поприще, которое нужно пройти с усилием. И опыт Церкви, опыт святых преподобных мужей и жен свидетельствует о том, что тот, кто с решимостью встает на этот путь, тот, кто стремится достичь результата, несомненно, его достигает.
То, что происходит в нашей духовной жизни, имеет ведь параллели и в обычной жизни. Не может достичь больших результатов спортсмен, если, встав на поприще подготовки себя, он остановится или же махнет рукой на необходимость закаливать свои мышцы и просто сойдет с дистанции. В этом случае он никогда не достигнет цели. То же самое происходит и тогда, когда человек перед собой ставит какие-то иные цели — если уходишь в сторону с пути, то цель не может быть достигнута.
Точно так же и в нашей духовной жизни. Взявшись за плуг, мы не должны, по слову Божиему, оборачиваться вспять (см. Лк.9:62). И дай Бог, чтобы все мы прошли это поприще Святой Четыредесятницы достойно, не поворачиваясь вспять, но что-то почувствовав в своем сердце, и, почувствовав необходимость раскаяться в тех или иных грехах, совершили это с чистой совестью.
И как награда за такой труд — это милость Божия, это благодать Божия, это сила Святого Духа, которая действительно творит чудеса, которая из простых воинов, которыми были 40 мучеников, соделала их великими героями духа, способными принять тяжкие мучения, но не отойти от избранного пути.
Почему они выдержали мучение? Почему стали святыми угодниками нашими? Ведь это были просто солдаты, которых соправитель императора Константина Ликиний, желавший захватить власть в империи, не хотел иметь в своем войске, потому что они были не язычниками, а христианами. А Ликиний как язычник хотел снова восстановить полное господство языческой ложной веры. И ему для борьбы с Константином нужно было достойное и верное воинство. Потому и устроил он чистку, как теперь говорят, в своей армии. И первые, кто подпал под эту чистку, были 40 воинов христиан из Малой Азии, которые прославились доблестью, многими победами. Но ничто не остановило руку мучителей, и воины погибли как воины Христовы.
Ни один подвиг не может быть совершен духовно слабым человеком, в том числе и подвиг веры. Поприще Святой Четыредесятницы дается нам для того, чтобы мы стали духовно сильными. И для этого Церковь предлагает самые нужные, самые легкие для человека средства, и самые эффективные — это молитва, воздержание и покаяние.
Да поможет нам Господь спасительно пройти эти дни Святой Четыредесятницы, укрепиться духом, чтобы хоть как-то, хоть в малой доле соответствовать тому, что имели святые угодники, в том числе и те, чьи имена мы сегодня вспоминаем.