Русская Православная Церковь


Патриаршая проповедь
в храме Рождества Христова в Красноярске

12 сентября 2012 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем особый день и большой праздник для нашей Церкви и для нашего народа. Мы вспоминаем память благоверного великого князя Александра Невского, главы нашего государства, а также сына его, благоверного князя Даниила Московского. Даниил не был главой государства, но был князем в городе, который через несколько столетий стал столицей Руси. Почему оба князя стали святыми? Князь — это глава народа, это высшее должностное лицо, причем в те времена, в отличие от нынешних, князь совмещал высшую исполнительную, законодательную и судебную власть. Все было в его руках, и от того, как он правил, как он эту власть осуществлял, зависело, процветает народ или погибает; процветает Отечество или, подвергаясь внешним нападениям и внутренним междоусобицам, гибнет.

Оба князя были прославлены в лике святых. Церковь не прославляет людей за хорошо исполняемые профессиональные обязанности; и князья были причислены к лику святых не потому, что они хорошо исполняли свои обязанности, а именно потому, что были святыми людьми — и это несмотря на высокий пост, который порой требовал от них мужественных и жестких решений.

Главная задача Александра Невского заключалась в сохранении народа, в сохранении страны, ведь Русь была оккупирована татаро-монгольскими завоевателями. Хотя страна и находилась под оккупацией, под внешним управлением, она сохраняла, как мы бы сейчас сказали, высокий уровень автономии. Князья, которые должны были получать от хана ярлык, то есть разрешение на княжение, были свободны во внутренних делах в масштабах своих княжеств. Но, тем не менее, над Русью все-таки тяготела чужая власть, которая отнимала все, что зарабатывал народ. Страна наша была нищая, потому что нужно было платить огромную дань хану.

И в это тяжелое время, когда столица Отечества, город Киев, была разорена, когда великий княжеский престол переместился во Владимир, когда большую роль стал играть Новгород, становясь как бы северной столицей Руси, — молодой князь Александр, взойдя на княжеский престол, столкнулся в возрасте немногим более 20 лет с двумя смертельно опасными для страны проблемами — возможными новыми набегами из степи и очень опасной агрессией с Запада. Закованные в броню ливонские рыцари двинулись крестовым походом на Русь, желая изменить нашу веру, изменить наше национальное самосознание, подчинить себе и таким образом разрушить Русь.

Александру надо было выбирать, что делать. И тогда он отдает предпочтение связям с монголами, потому что им был нужен наш кошелек, а тем, кто наступал с Запада, — наша душа, наше сознание. 20-летний князь понял это, и всю силу своего таланта — и полководческого, и управленческого, — и всю свою физическую силу (ибо ему пришлось даже вступить в единоборство с предводителем шведов) он употребил к тому, чтобы победить врага. Две агрессии — шведская и ливонская — были остановлены, и враг был разбит.

Казалось бы, что же еще? Надо прославлять великого князя, благодарить его за спасение. Так нет, появились люди, которые стали критиковать, и не просто критиковать — обвинять князя в предательстве, говоря, что он поступается интересами народа, что он платит дань хану, более того, принуждает новгородцев платить дань хану. А что было бы, если бы не заплатили? Новое нашествие опустошило бы всю Русь, а надо было накапливать силы, чтобы в какой-то момент освободиться. И Александр прозревал все это, мудрым взором простираясь в будущее.

Где же здесь святость? Хороший дипломат, прекрасный военачальник, дальновидный политик… Но житие князя удивительно: оно повествует о том, что Александр был любвеобильным человеком, что он умел любить людей, что он был радостным. Про такого сказали бы: у него хороший характер. Мы знаем, что характер, особенно с возрастом, нередко портится. Великий князь был человеком с радостью в сердце и в молодости, и в зрелые годы. Он скончался рано, но до самой смерти донес эту радость и мир в сердце. Он старался быть в мире со всеми, с кем только возможно, — и с ханами, и с народом своим, который не всегда его понимал. Он не был в мире только с теми, кто являл смертельную опасность для Отечества.

Александр имел долготерпение. Терпение — это большая добродетель, которая свидетельствует о внутренней силе человека, ведь все надо было терпеть — и тяжелые походы, и, что самое главное, смертельно опасные посещения Золотой Орды. Многие считают, что он, скончавшись в сорок с небольшим лет на обратном пути из Золотой Орды, умер не своей смертью, а был отравлен, может быть, еще в Орде. Какое же требовалось терпение, какая кротость, чтобы склонять голову перед ханом только ради того, чтобы новое нашествие не опустошило Родину!

Святой благоверный князь Александр был очень воздержанным человеком. Как великий князь он мог позволить себе все, и нравы в то время были разные, а благоверный князь жил доброй и светлой жизнью, и этот опыт его личной жизни — светлой, мирной, радостной — проецировался и на его общественное служение. Он воздерживался от многих вещей, от которых не воздерживались люди во власти, был строг к себе.

И вот возникает вопрос: а почему же Александр Невский и Даниил, сын его, стали святыми и стяжали все эти добродетели, в то время как многих князей, в том числе выдающихся политиков, Церковь не прославляет как святых? Откуда все эти добродетели, которые мы сейчас перечислили, говоря о великом князе? От книг, от мудрости, от встреч с умными людьми, то есть, если говорить по-нашему, от образования или опыта? Вовсе нет. Ведь такой же опыт, как Александр, имели многие — и князья, и не князья.

Сегодняшнее апостольское чтение, которое мы с вами только что выслушали, небольшой отрывок из послания апостола Павла к Галатам, содержит удивительные слова, которые помогут нам ответить на вопрос, откуда у великого князя Александра все эти добродетели. А слова такие: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (см. Гал. 5:22-23). Все эти добродетели не могут возникнуть на пустом месте. Сколько бы дипломов у человека ни было, какие бы блестящие показатели он ни являл в течение всех лет своего обучения, не будет этих добродетелей, и от напряжения воли ничего не получится. Терпеть можно, напрягая волю, но вот терпеть долго или всю жизнь не получится.

А любить получится всю жизнь? Встречаются молодые люди, бросаются друг другу в объятия — ну какая же сила чувств! Что же происходит потом? Через несколько лет — никакой силы чувств, и вместо любящих существ — два человека, которые ненавидят друг друга и жить вместе не могут. Где же любовь, ведь Бог дал это чувство? Что с ним произошло? Где оно? Нет. А с исчезновением этого чувства и семьи разрушаются, и дети — сироты при живых родителях.

А что говорить о кротости? Великий князь — и кротость. У нас начальник, который умеет брови хмурить, — настоящий начальник. Как же кротость сочетается с начальством? А ведь великий князь сочетал. И мы понимаем, что всё это, все эти великие добродетели, которые идут как бы против нашей человеческой природы, могут только от Бога войти в человеческую душу. Это плод духа, не наши усилия — хоть голову разбей, ничего не получится, и никогда любовь в сердце не придет, и кротости не будет, и долготерпения, и милосердия.

А радость? Как ты радость создашь? Правда, современный человек пытается, достаточно включить телевизор. Уж больно мы любим развлекаться, думая, что развлечение — это радость. Но развлечение дает лишь мимолетный эффект, а радость — это понятие вечное, неизменное.

Вот если мы хотим быть счастливыми людьми, не говоря уж о том, чтобы достигать успехов в труде, даже в самом высоком труде; если хотим обладать миром в сердце, радостью, любовью, быть долготерпеливыми, милосердными, потому что милосердие меняет природу человеческих отношений и не только в семье, но и в обществе, — мы должны получить этот дар Святого Духа. Где же можно обрести этот дар? Бог дает его в Церкви, в общине верующих людей, через Крещение, через принятие Святых Христовых Таин.

Наш народ в течение последних 20 лет все то, о чем я сейчас говорю, почувствовал — может быть, не столько умом, сколько сердцем. Почему мы храмы строим? Не такие уж мы богатые, а собираем средства и строим, например, этот дивный, величественный храм Рождества Христова здесь, в Красноярске. У нас есть потребность, потому что именно в этом месте, когда мы все вместе молимся Богу, наша личная молитва усиливается молитвой рядом стоящего человека, и Бог принимает этот посыл и отвечает даром Своей благодати, даром Святого Духа. Никак иначе все эти дары Духа обрести невозможно. Их невозможно получить через образования, тем более их невозможно купить, и они не сообщаются по мере восхождения по служебной лестнице. Вот почему присутствие благодати Божией в жизни людей, в жизни современного человека так важно.

Иногда нас пытаются убедить в том, что все это не так, что все это неверно, что все это сказки. Давайте внимательно всмотримся в историю. Образ Александра Невского, спасителя нашего Отечества, который, кстати, стал «именем России», — это сказки? Выходя на ступени новгородского Софийского собора перед смертельной схваткой с врагом, он, будучи совсем молодым человеком — 20-ти с небольшим лет, сказал удивительные слова: «Не в силе Бог, а в правде». И ведь по молитвам так и получилось. Правду отстаивал Александр, свои священные рубежи, свой народ — и победил. Так и в тысячелетнем опыте Церкви запечатлены тысячи и тысячи примеров святости, которые убеждают сильнее всякой прочитанной книги и всякой человеческой мудрости.

Мы сегодня освятили храм Божий в Красноярске, и я хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, чаще бывать в храме. У нас еще недостаточно храмов по всей Руси. Иногда, чтобы добраться до храма, людям приходится преодолевать какие-то расстояния, но в больших городах это проще, чем где-то в провинции. Пока не было храма и не ходили, вроде и греха нет, но уж если и храм построили, а не ходите, тогда непременно грех. Приходите в храм Божий, не ленитесь. Кто может по воскресеньям — по воскресеньям; кто-то почаще, кто-то пореже, но обязательно обращайте здесь свою молитву к Богу и радуйтесь, когда вокруг вас стоят люди, потому что наша молитва умножается присутствием и молитвой других людей. Тогда благодать Божия будет снисходить, тогда любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание — все дары будут с вами. На таковых нет закона, а это означает, что если нет закона, нет и спроса. Как говорит слово Божие, такой человек, умирая, не идет на суд, а переходит от смерти к жизни (см. Ин. 5:24). Мы создаем рай или ад здесь, в своем сердце. Общаясь с Богом и получая дар Его благодати, мы созидаем рай и от смерти переходим к жизни.

Да поможет Господь всем вам, мои дорогие, укрепиться в вере, реально почувствовать в сердце своем Божественную благодать, преобразовать свой внутренний, духовный мир так, чтобы величайшие добродетели, о которых говорит апостол Павел, отобразились в вашей жизни. Молитвами святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского да хранит Господь землю нашу и всех нас во славу Божию. Аминь.


(По материалам Русская Православная Церковь)