Русская Православная Церковь


Интервью Святейшего Патриарха Кирилла информационному агентству ИТАР-ТАСС в преддверии Дня народного единства
03 ноября 2012 года

— Ваше Святейшество, 4 ноября наша страна отметит 400-летие всенародной победы — преодоления Смутного времени. А каким путем в современных условиях Россия должна пойти, чтобы стать процветающей страной? Как сохранить и укрепить здоровые силы общества, чтобы больше было людей, способных трудиться во имя высоких идеалов, а не только ради собственной наживы? Как повысить культуру общества? Такими вопросами задаются сегодня многие в нашей стране.

— Само содержание праздника 4 ноября может многому нас научить. Что мы отмечаем в этот день? Окончание Смуты, ставшее возможным благодаря народному единству. То есть благодаря солидарности, объединению множества людей во имя общей высокой цели — защиты Родины, ее независимости, сохранения национального достоинства.

А разве сегодня перед нами не стоят те же цели? Разве сегодня мы в достаточной мере отвечаем на вызовы традиционным нравственным основам общества, нашей национальной культуре? Разве сегодня отмечаемые Вами эгоистические стремления человека, личные материальные интересы, ставшие для многих важнейшим приоритетом в жизни, — не угроза целостности страны и культуре?

И сегодня, как и 400 лет назад, идеи солидарности и заботы об общем, а не только о частном, могут и призваны стать скрепой нашего общества. Каким финансовым капиталом ни обладал бы человек, какие высокие позиции ни занимал бы — он не будет полноценно счастлив без служения ближним. Чем больше людей будет ощущать общественный смысл, социальную пользу совершаемого дела, тем крепче будет общество, тем меньше будут расстояния между разными социальными слоями.

Человеческие разделения — неизменный спутник падшего мира, лежащего, как говорит Священное Писание, во зле (см. 1Ин.5:19). И наш личный грех производит смуту в сердцах, нелюбовь к ближнему, гордыню и эгоизм, которые рано или поздно взрывают общественное спокойствие. Смутное время — печальная эпоха национального разделения, время, когда в нашей стране ожесточение достигло крайней степени, когда люди были готовы обагрить руки в крови своих братьев. Преодоление этой духовной болезни — действительно, наша общая победа над самими собой, которая была бы невозможна без веры и благодатной помощи Божией.

Отмечая 4 ноября, — праздник, который появился в наших календарях во многом благодаря усилиям религиозных лидеров нашей страны, мы должны не только радоваться славным делам наших предков, но и помнить, что породившие Смуту явления не изжиты еще до конца в нашем народе.

Сегодня, как и 400 лет назад, мы стоим перед соблазнами гордыни и превозношения одних людей над другими, перед завистью, которая ищет справедливости в насилии. Каждый день мы с вами и все наше общество совершаем выбор, который либо отдаляет, либо приближает времена, подобные смутным. Эти мелкие шаги, которые мы делаем, ведут нас по пути создания справедливого и процветающего общества или в обратном направлении. И наша совесть здесь является самым лучшим компасом. Однако этот компас не действует вне духовной традиции. Если кто-то из наших собратьев выстаивает воскресную Литургию, а утро рабочей недели начинает с взятки, считая это нормальным, — значит что-то не в порядке с его нравственными координатами.

«Высокие идеалы», о которых Вы спрашиваете, — это не просто красивые слова. Высокие идеалы проявляются в самых незначительных на первый взгляд вещах, в повседневных «мелочах»: в бытовом поведении, в отношении с ближними, в добросовестности на работе, в соблюдении правил человеческого общежития и законов государства.

Благополучие любого общества во многом зависит от того, насколько самоотверженно и честно трудится каждый человек на своем месте. Но эти труды теряют свой смысл, если в их основе лежит принцип, согласно которому человек рассматривается как средство для достижения любых целей.

Кроме того, христианин призван к изменению себя — избавлению от греха. А если мы будем менять себя, то будет меняться и общество. Если мы будем стараться менять общество, на себя самих не обращая внимания, то наши усилия будут бесплодны. Это вовсе не означает, что не надо решать существующие проблемы. Я лишь хочу указать на их причину и на теснейшую взаимосвязь внутреннего мира человека и состояния общества. Государство оценивает поступки гражданина, поощряя их или наказывая. Так работает государственный, да и общественный механизм. Церковь же имеет дело с устроением человеческой души, стремится преобразить внутреннюю жизнь человека.

— У Кремлевской стены в Александровском саду в марте этого года Вы возглавили церемонию закладки памятника Патриарху Гермогену — вдохновителю народного ополчения 1612 года. Почему, на Ваш взгляд, памятник именно этому Предстоятелю Русской Церкви должен стоять в таком месте — в самом центре Москвы?

— Именно по благословению священномученика Патриарха Гермогена было сформировано народное ополчение, которое освободило Москву. И памятник святому Патриарху должен был появиться у Кремля тогда же, когда и памятник Минину и Пожарскому, — в 1913 году. Но имя Патриарха Гермогена, к сожалению, оказалось незаслуженно забыто. А ведь его подвиг стоит в одном ряду с подвигами таких выдающихся личностей, как святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, генерал-фельдмаршал Кутузов и маршал Жуков.

Памятник восстанавливает историческую справедливость, которая заключается в том, что без подвига Святейшего Гермогена, других архиереев и пастырей, возвысивших свои голоса против беззакония, без православной веры, которая остановила братоубийственный меч, не было бы нашего Отечества, которое могло бы сгинуть в пучине разделений и распрей.

Вот как священномученик Гермоген взывал к мятежникам: «Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви… На кого вы поднимаете оружие? Не на Бога ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть. А мы примем вас кающихся». Эти слова остаются актуальными и сегодня, когда некоторые люди не воспринимают надругательство над святынями как нравственное преступление.

( Читать далее

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о духовном значении событий 400-летней давности, когда в России была преодолена Смута
03 ноября 2012 года

4 ноября, день Казанской иконы Божией Матери, День народного единства — наш общенациональный праздник, который установлен в честь освобождения Кремля, а затем Москвы и всей России, от польской интервенции, преодоления Смуты. В этом году мы празднуем 400-летие этого великого события. Я хотел бы несколько слов сказать именно по этому поводу.

Что произошло 400 лет тому назад? Произошло избавление страны, народа нашего от погибели. Мы были на волосок от исторической трагедии, от уничтожения страны, от потери ее суверенитета, от ассимиляции Православия католичеством — в общем, от национального уничтожения.

История хорошо известна. После смерти Иоанна Грозного началась череда проблем, связанных с желанием тех или иных боярских кланов добиться власти, войти во власть, — особенно после смерти Федора Ивановича, сына царя Ивана Грозного. Не буду рассказывать вам про все эти исторические перипетии — и прочитать об этом можно, да и многие из вас все это хорошо знают.

Важно другое. Что же произошло с нашим народом, что враг дошел до Москвы, не встречая практически никакого сопротивления, и вступил в Кремль? Что произошло с нашим народом, когда в Смоленск из Москвы было направлено посольство — делегация, состоящая из бояр, с просьбой к королю Сигизмунду посадить на царство в Москве его сына Владислава? Ведь инициатива-то исходила из Москвы. Конечно, военная инициатива происходила из Польши, и на русскую землю пришли польские войска, но кто их пригласил в Москву? Кто перед ними открыл этот путь? Те самые бояре, элита, которая считала, что возведение на Московский престол королевича Владислава будет неким модернизационным проектом для России. Мол, новая власть — западноевропейская, образованная; армия гораздо сильнее московской, лучше вооруженная; европейский уровень образования, культуры, а вместе с ним — и западная трактовка христианства…

Все это воспринималось многими как путь к модернизации страны. Но лучшие люди в Москве, в России понимали, что это будет не модернизация, не прогресс в государственной, общественной, экономической, военной сферах, а это будет потеря суверенитета, потеря независимости, исчезновение страны. Именно эти люди понимали, что речь идет не об улучшении жизни народа, не об укреплении государства, а о полном демонтаже государственной и народной жизни.

И, может быть, самый главный вопрос, на который мы сегодня должны отвечать в связи с празднованием 400-летия Смуты: как это могло произойти? Почему русские люди, бояре, вроде бы ответственные за судьбу страны, — почему они сознательно пошли на все эти поступки, которые можно квалифицировать как просто предательство? Ведь они не думали, что предают страну, Родину — они считали, что делают великое и благое дело.

Все это очень перекликается и с нашим сегодняшним днем. Многим импонирует заимствование иных образцов общественного, политического развития, отказ от своей самобытности, от своей веры, которая для тех, кто предлагает этот отказ, представляется косной, консервативной, мешающей развиваться народу и государству. Все это присутствует и сегодня. Но совершенно очевидно, что 400 лет назад нашлись люди — Патриарх Гермоген, который отказался подписать воззвание, призывающее русский народ склониться перед Владиславом; Минин и Пожарский, которые в ответ на призывы Патриарха Гермогена подняли ополчение; жители многих регионов России, поддержавшие это ополчение, — и все они понимали, что речь идет не о благе страны, а о ее погибели.

После завершения Смуты и избрания Михаила Федоровича на царство, а в особенности с приходом к власти государя Алексея Михайловича Россия получила второе дыхание, огромное, колоссальное развитие национальной жизни, экономики, государственного строительства, освоения новых земель. Будто некая пружина, которая сдерживалась, произвела мощное движение, огромной силы толчок, и Московия превращается в великое государство от моря и до моря, от океана до океана, сохраняя свою самобытность, свою веру и одновременно развивая экономику, укрепляя политические основы жизни, содействуя общественному развитию нации.

Вот и сегодня мы должны, в первую очередь, заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании, смуты в умах. Ведь и сегодня есть люди, которые, подобно некоторым московским боярам, предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни и для улучшения условий бытия нашего народа. Речь идет не о том, чтобы уходить в изоляцию, отказываться от опыта других, отказываться от взаимного обмена, от того чтобы быть страной открытой в экономическом, научном, культурном смысле слова. Речь идет о том, что не могут приноситься в жертву всему этому суверенитет государства, его национальное достоинство, территориальная целостность, и, что самое главное, не могут разрушаться базисные духовные и нравственные основы жизни народа. Вот тогда любое совершенствование общественных отношений, науки, искусства, образования — то, что мы сегодня называем словом «модернизация», — будет содействовать и улучшению жизни людей, и усилению основ нашего государства.

Празднуя 400-летие окончания Смуты, мы должны сделать выводы из всего того, что произошло 400 лет назад, и не наступать вновь, как говорят, на те же грабли. Мы должны вдохновляться великим примером Патриарха Гермогена, Минина и Пожарского, тех мужественных защитников Родины, которые, подняв мощное народное движение, освободили страну от иноземных интервентов и заложили основы замечательного развития народной жизни и совершенствования Российского государства.

Мы завтра будем праздновать этот праздник. Начнем мы это празднование с богослужения, которое будет совершено в Успенском соборе Московского Кремля. Специально в честь праздника из Санкт-Петербурга будет привезен чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, который по повелению государя императора Петра I был направлен из Москвы в новую столицу — Санкт-Петербург. Мы будем молиться перед этим образом Царице Небесной о том, чтобы Она покрывала землю нашу, чтобы укрепляла веру нашего народа, чтобы помогала сохранить всегда независимой, устойчивой жизнь нашего Отечества, и верим, что Царица Небесная приклонит милость ко всем нам.

Ну, а что касается отношений с Польшей. По милости Божией в этом году, во время моего посещения Польши, вместе с руководством Католической Церкви Польши, которая является в этой стране Церковью большинства, мы подписали Совместное послание к народам России и Польши. Много чего было в истории — и Смутное время, и Наполеоново нашествие, и потеря Польшей своего суверенитета, и тяжелейшие события, связанные с историей ХХ века, когда страдали русские от поляков и поляки от русских, — большой груз негативных эмоций, связанных с нашей общей историей. Но этими негативными эмоциями нельзя жить постоянно. Два славянских народа, которые живут бок о бок, не могут эти негативные эмоции, происходящие из прошлого, налагать на жизнь сегодняшнего дня, и тем более не могут, руководствуясь этими эмоциями, тормозить развитие отношений между странами и народами.

Осознание того, что пора перелистнуть страницу, что нельзя бередить постоянно раны, нанесенные историей, было продемонстрировано и Русской Православной Церковью, и Польской Католической Церковью, что и привело к подписанию того документа, о котором я только что сказал. И поэтому, перелистывая тяжелые страницы прошлого, мы освобождаем себя от этого негативного эмоционального груза и открываем свой ум и свое сердце к тому, чтобы по-братски строить отношения с соседней Польшей, особенно принимая во внимание то, что христианские принципы человеческой жизни и в Польше, и в России не просто уважаются большинством, но именно с таким образом жизни наши народы связывают свое благополучие. И в этом смысле вражда минувших веков сменяется сегодня возможностью совместно отстаивать христианские ценности в Европе и содействовать тому, чтобы два народа строили свою жизнь, сохраняя верность евангельским заветам.

( Patriarchia.ru


(По материалам Русская Православная Церковь