В нашей стране, где традиции православия необычайно бережно передаются из поколения в поколение, церковные праздники справляются с особой торжественностью. Среди них Троицын день выделяется очаровательным своеобразием.
Под сводами какой бы церкви мы не очутились в это воскресенье, Всюду встречает нас прекрасная картина. Если верующие стараются украсить храм растениями в течение всего года, то сегодня он совершенно утопает в зелени. Иконостас красиво убран древесными ветвями. От небольших еще листьев березы и липы, которые, будучи внесены в помещение, уже через малое время начинают никнуть и медленно свертываются в трубочки, исходит сильный пряный запах. К этому аромату примешивается запах различных цветов и травы, которую разбрасывают по полу.
Еще в первые века христианства возникло благочестивое обыкновение приходить сегодня к обедне с цветами. Поэтому мы не увидим в церкви ни одного человека без букета, цветка или веточки. Розы и фиалки, ландыши и лилии —цветы садовые, лесные и луговые, в бутонах и уже начавшие осыпаться. Куда ни кинешь глазом — всюду цветы, цветы. Перед самой солеей столпились как обычно дети, юные и чистые, как только что распустившиеся цветы; каждой из них держит свой букет с известным достоинством.
Что же означает сей замечательный обычай? Мы верим в животворящую силу Святого Духа, в Его дар возрождать все существующее. И где еще, как не в окружающей нас природе, мы можем столь наглядно убедиться в действенности благодати Божией. Какое удивительное превращение наблюдаем мы вокруг себя из года в год? Вот январь с его морозами и короткими днями, когда солнце уже в четвертом часу клонится к западу. Какая глубокая тишина царит в лесу! Никаких признаков жизни: лишь из-под больших пластов снега одиноко торчат оголенные веточки кустов. Кажется, что природа оцепенела навсегда, как покинутое душой человеческое тело.
И вот на смену стуже и снегу приходит, наконец, теплый солнечный май. Исчезли бесследно снежные покровы: на их месте зазеленели по лугам и склонам холмов бесконечные ковры разнообразнейших растений. Невозможно узнать кусты сирени и жасмина, растущие в церковной ограде — до такой степени преобразились они за короткий срок. Резко очерченные, слегка глянцевитые листочки покрывают их теперь с верху до низу. Легкий ветерок раскачивает на их вершинах красивые гроздья — соцветия и уносит с собой нежнейший запах. Произошло таинственное обновление растительного царства. Истинно сказано в молитве: «От Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси...»
Когда на наших глазах меняется так дивно Божий мир, когда с каждым днем преумножается его поразительная красота, тогда и нас самих касаются живительные струи. Стоит подняться рано поутру, как чувствуешь себя преисполненным новых сил. Мы движемся быстрее, улыбаемся чаще, ощущаем необычайное упоение трудом.
Таким образом, слова молитвы Св. Духу — «Иже везде сый и вся исполняя» — конкретизируются для верующего в цветении материи. Поэтому мы и несем в храм цветы, как вещественное доказательство нашей веры и радости.
...Во время вечерни (ее принято служить вслед за Литургией) появляются изящные букеты и в руках священнослужителей. В некоторых букетах выделяются белые цветы в форме большого колокольчика с фиолетовым дном и бархатной поверхностью лепестке® — я любуюсь их изумительным строением и вспоминаю дивное речение Спасителя: «Посмотрите на полевые лилии... Говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6, 28—29). Не Божественная ли сила превратила горошинку — семя в такой шедевр творения, не Бог ли одевает и питает любую травинку? Кто, кроме Него, «вся премудростию сотворил»?!
На амвоне, преклонив колена, громко и внятно читает священник три особых молитвы. Маленький столик, где помещается богослужебная книга, усыпан цветами и листьями. Опустились на коленами все присутствующие, внимая проникновенным словам. «...Приими нас, припадающих Тебе и вопиющих …» Глядя на притихшую в благоговении массу людей, еще и еще раз становишься свидетелем незримого схождения Св. Духа,на предстоящих и молящихся...