Неделя 6-я по Пятидесятнице
Воскресенье (Мф., 29 зач., IX, 1-8.)
ГЛАВА IX: 1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. 2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. 3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. 4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? 5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? 6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. 7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. 8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
«Причиной расслабления членов телесных и самой души, - говорит святой Иоанн Кронштадтский, - были грехи, ибо Врач душ и телес говорит больному: Чадо! прощаются тебе грехи твои. Все Евангелие, возлюбленные братья и сестры, наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главной причиной почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи - это величайшее зло и самого великого зла - смерти временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую душу, а потом уже и тело. А это значит то... что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать. Ибо главная часть существа нашего есть душа, существо по образу Божию, разумное, со свободным произволением, бессмертное, но существо падшее, болящее грехом и тлением и искупленное от греха и смерти смертью сына Божия; о ней-то, о спасении ее надобно всеми силами заботится, - о благоугождении Богу, о исполнении святых и блаженных Его заповедей, о ее правоте и святости».
За что же исцелил Господь расслабленного? За веру носильщиков и его самого. «Видите, как сильна вера! - восклицает отец Иоанн Кронштадский. - За одну веру избавление от стольких зол. Имейте же веру Божию; если кто не имеет, то проси ее у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак. 1, 5). С верой - блаженна жизнь, без веры - тяжела и безотрадна. Имея веру, можно всякий день семьдесят крат седмерицею избавляться от грехов и удостаиваться столько же раз мира Божия и правды Божией, а без веры легко погибнуть совсем во грехах, как и погибают многие. ...Вера есть... нетленное сокровище небесное; позаботимся же все стяжать это сокровище небесное; позаботимся же все стяжать это сокровище. Кто верует, тот живет во Свете, тот старается жить свято, - всячески бережется от греха, если же согрешает по немощи человеческой, то немедленно приносит Богу покаяние сердечное и удостаивается помилования».
Вера без дел мертва. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верой только? (Иак. 2, 20, 24). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не станем считать одну веру достаточной для спасения. Будем заботится и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы то и другое способствовало достижению совершенства...Одна вера не может вести нас в Царство Небесное. Напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут порочную жизнь». Каковы же дела веры? Это исполнение заповедей Божиих, главная из которых - любовь к Богу и ближним. Если имею дар пророчества... и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто (1 Кор. 13, 2).
Протестанты говорят: «Уверуй во Христа, и в ту самую минуту, как ты уверуешь, получишь спасение». Но так ли это?
«Не думаю, - говорит преподобный Исидор Пелусиот, - что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно... Веру... должны проповедовать более дела, чем сова... Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемое сокровенное».
Если бы, далее, христианин имел всю веру, но не имел бы любви, то он бы - ничто (1 Кор. 13, 1-3). С верой должна соединиться любовь (Гал. 5, 6), которая способна возрастать (2 Фес. 1, 3; Флп. 1, 9), достигать совершенства (1 Ин. 4, 17). Отсюда - личное спасение каждого из нас есть постоянная борьба, усилие, труд, подвиг.
Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Например, филиппийцы уверовали во Христа, однако апостол Павел призывает их самих со страхом и трепетом совершать свое спасение (Флп. 2, 12). К чему это призывает, если филиппийцы уже получили спасение? Значит, кроме веры во Христа для получения личного спасения каждому из нас нужно самому трудится и прилежать к добрым делам (Тит. 3, 8).
Итак, на вопрос: спасен ли теперь каждый из нас? - мы отвечаем: Мы спасены в надежде (Рим. 8, 24). А сектантам, говорившим, что они теперь уже спасены, - мы скажем словами апостола Павла: Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 13-14).
Взято из Евангельские беседы на каждый день года по церковным зачалам.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года: (Рим. 12, 6-14; Мф. 9, 1-8). Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: "сей хулит". Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи", - и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: "Мы ум Христов имеем". Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.