Неделя 30-я по Пятидесятнице
Воскресенье (Лк., 76 зач., XIV, 16-24)
ГЛАВА XIV: 16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. 18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. 19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. 20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. 22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. 23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. 24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Человек, сотворивший вечерню, есть Господь. Вечерня, или ужин, который приготовил Господь, есть благодатное Царствие Божие или на земле – Церковь Христова с ее учениками, Таинствами, священноначалием и священными обрядами, которые в своей совокупности должны приготовлять верующих к великой вечери в Царстве славы, то есть Царстве Небесном. Слуга, которого Господь посылает, суть пророки, апостолы, учителя, пастыри, проповедники и верные служители. (Здесь нужно заметить, что не в множественном числе говорится, но в единственном: послал раба, - ибо одно учение, один путь ко спасению.) Под временем ужина разумеется время благодати, в которой Бог зовет всех людей к покаянию через проповедь Евангелия.
Званные уклоняются от приглашений под разными предлогами. Один сказал: Я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Предлогом таким к отказу является для первого привязанность к земным благам. Человек весь век свой собирает богатство, и ему некогда подумать о душе своей; он отказывается и от трапезы Христовой; вместо того, чтобы пойти, например, в праздничный день в храм помолится, он идет на торг приобретать или продавать земные сокровища.
Другому препятствуют идти на вечерю Христову волы: Я купил пять пар волов и иду испытывать их. Что это за пять пар волов? Это, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, наши пять чувств. Эти чувства – наши рабочие волы, коими так усердно мы работаем земному: зрение и слух утешаем театрами и цирками, да вечерними собраниями, исполненными житейской суетой и празднословия; вкус и обоняние лелеем вкусными и благовонными яствами и напитками; осязание ласкаем мягкими одрами, седалищами и мягкими одеждами. Каждый день мы усердно работаем на этих волах, стремясь с жадностью испытать все плотские наслаждения.
Третьему препятствует идти на вечерю Христову жена: Я женился и потому не могу прийти. Отчего же жена препятствует спасению души? Оттого, что оженивыйся печется о мирских, како угодите жене (1 Кор. 7, 33), а не о Господнем. Можно и жене угождать, не нарушая заповедей Божиих. Как глава жены, муж должен стоять выше прихотей жены и сам должен направлять ее желания к горнему миру.
Итак, много было званных, но мало оказалось избранных. В Царство Христово призываются многие, все, кто слышит проповедь евангельскую, но истинными членами этого Царствия делаются не все званные. Так, иудеи были все званы в Царство Христово и званы особенным образом: к ним и пророки приходили, и Сам Бог глаголал многочастне и многообразне, к ним послан был и Сын Божий. Но много ли иудеев вступило в Церковь Христову? не пришлось ли апостолам и их преемникам идти по улицам и переулкам города и приводить нищих, увечных, хромых и слепых, то есть обратиться с проповедью к ненавистным для иудеев мытарям и язычником?
Господь каждого из нас зовет на пир вечного блаженства в Царствии Его, но не отказываемся ли мы часто следовать этому зову, легко ведомые, как неразумные дети, временными житейскими удовольствиями и ничтожным для нашего спасения? Да, к прискорбию, мы так нередко поступаем, поцеживая комара и поглощая верблюда; приобретаю вещественное, тленное, теряем из виду вечное и бессмертное: теряем и губим свою душу.
Взято из Евангельские беседы на каждый день года по церковным зачалам.