Некоторых христиане имеют совершенно ложное представление о смысле священнического служения. В священнике одни видят психоаналитика, другие непременно старца – вершителя судеб, а третьи и вовсе заклинателя, совершающего таинственные обряды.
Попробуем разобратся в этом вопросе.
Приведем наставления Святого праведного Иоанна Кронштадского о том, каким должен быть священник. Он говорил, что священник, преимущественно пред всеми другими, должен помнить и исполнять следующую заповедь Христову: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24). Ибо от священника много требует самоотвержения его служба. И горе священнику, если он полюбит покой и негу. Тогда он обуяется, как обуявшая соль, и ни во чтоже будет, разве да изсыплется вон и попираем будет человеки (Ср.: Мф. 5,13). Диавол, ищай кого поглотити (Ср.: 1 Пет. 5, 8), найдет в таком священнике славную для себя ловитву, равно и в овцах такого пастыря. Наемник бежит, яко наемник есть и нерадит о овцах... и волк расхитит и распудит овцы (Ин. 10, 13, 12). Да, священник должен помнить духовные немощи своих чад духовных, которые опираются невольно на своего духовного отца, и носить эти немощи (Ср.: Рим. 15,1). Чтобы быть всегда бодрым и неуловимым для врага, он не должен насыщаться в изобилии пищи и пития, не должен быть алчен, сребролюбив, скуп, должен всех искренно любить и от сердца называть всех чадами, как его называют батюшкою, и во всех видеть действительно чад, как Иисус Христос, как апостолы.
Также хочется привести слова Патриарха Алексия (Ридигера) – какими отличительными качествами должен обладать священник в наше время: главное и для пастыря, и для всякого христианина – сохранить твердую, глубокую веру. Она должна не просто укорениться в разуме, не только быть воспринята словно по наследству, но и стать непременной основой всей жизни, центром всех мыслей, слов и поступков. Сие немыслимо без личного опыта духовного делания, с упованием на помощь Божию. На стержне веры и духовной жизни укрепляются качества, весьма важные сегодня для священнослужителя: любовь и чуткость к прихожанам и вообще ко всякому человеку, предельная честность, ответственность, сочетание смиренномудрия с творческим, активным подходом к жизни и к своему служению. Пастырь не должен быть ни властителем, ни ведомым. Он призван влиять на людей – не только находящихся в церковной ограде, но и «внешних» – своим твердым авторитетом, силой своего слова и личного примера. Конечно, такого влияния достичь труднее всего. Наверное, гораздо легче прикрикнуть, надавить, по-житейски «поставить себя» или наоборот – согласиться с греховными слабостями окружающих и таким образом избавить себя от лишних проблем. Но в обоих случаях пастырскому делу будет нанесен урон.
Наконец, очень важна преданность Церкви, забота о ее единстве, стремление к тому, чтобы слово и дело священника утверждало не только его приход и уж, тем более, не его личную роль, но общецерковное дело. Необходимо также сознавать, что Полнота церковная, равно как и полнота приходской общины, – это не только клир, но и миряне, с которыми нужно разделять труды и ответственность в духе церковных правил, братской любви и полного взаимного доверия. Пастырь должен звать своих овец по имени (Ин. 10, 3).
Патриарх Алексий отмечал, что не может не удивлять и должна быть осуждена практика некоторых священнослужителей, которые чуть ли не силой заставляют пасомых помимо их воли принимать жизненно важные решения, совершают какие-то магические манипуляции, незаконные венчания и прочие не канонические «требы», самочинно меняют богослужебные чинопоследования, побуждают людей к отказу от гражданских и семейных обязанностей, от медицинской помощи. Одной из проблем церковной жизни остается совершение Таинств и обрядов над явно невоцерковленными людьми, не знающими даже Символа веры и не понимающими смысла происходящего. Не стоит забывать, что Таинство совершается по вере приемлющего.
Во всякое время Церковь переживала и до скончания века будет переживать внутренние дискуссии по разным вопросам. Надо только различать те области, в которых мы должны твердо хранить богозаповеданную общность веры, исповедание православных догматов, следование каноническим нормам, – и те сферы, где Церковь допускает свободу разномыслий, положительную ценность коих признавал святой апостол Павел, писавший: Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Единство Церкви – это единство в многообразии, и нам нужно научиться с терпением и любовью принимать наличие в церковной среде, в том числе среди духовенства, людей разных по культуре, воспитанию, возрасту, взглядам на различные внутрицерковные и общественные проблемы. Но при этом – еще раз повторю – необходимо твердо хранить единство в вере православной.
Также важно вспомнить слова Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), который говорил, что современный священник должен быть прежде всего современным человеком. Мы живем не на необитаемом острове, а в современном мире, имеем дело с такими же как мы людьми, причем очень разными – и духовно сильными, и немощными, и вовсе бездуховными. Поэтому каждый священник должен всегда помнить о своем долге священнослужителя, идти вперед и вести за собой свою паству, которую вручил ему Господь Бог и Церковь. Священнику подобает быть духовно образованным, а также стремиться к всестороннему развитию в светской сфере, быть в курсе всех событий, происходящих в нашем сложном мире, ведь мы встречаемся с разными людьми, порой непредсказуемыми обстоятельствами, и должны быть готовы, по слову апостола Павла, «всякому вопрошающему дать вовремя нужный ответ»; этот ответ или, может быть, совет должен стать духовным приобретением для нуждающегося в нем. Для этого священнику нужно трудиться, трудиться и трудиться, совершенствовать свои богословские знания, а также постоянно повышать уровень общечеловеческих знаний.
Слово «священник» само за себя говорит о том, что это делание «священное», нужное, но оно требует постоянного и усиленного труда.
Также необходимо помнить о двух вещах – миссионерстве и соблюдении заповеди о любви. Ведь важнейший институт Церкви Христовой – миссионерство (один из основных приоритетов Ее деятельности) – у нас почти утрачен. Особенно в тяжелые годы гонений на Церковь – можно было проповедовать только не выходя за порог храма. Теперь, когда нам ничто не мешает идти к Богу, в Церковь Его – миссия и проповедь Христа должны стать твердой основой христианской жизни, особенно для будущих пастырей. Это проповедь всей нашей Церкви Православной, и Ее Основателя и Главы – Христа Спасителя, Преобразующего мир и человека, Пребывающего всегда с нами, по Его неложному обетованию «... се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
Второе, что необходимо для единства – забыть зло, иметь любовь, снисхождение, терпение к нуждающимся людям. Без миссии добродетельности, без помощи нуждающимся невозможно достигнуть спасения. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», – говорит Господь (Мф. 5:7).
Миссия проповеди Евангелия и дела милосердия – вот два момента, о которых должна сегодня заботиться Церковь, и для будущих пастырей крайне важно это усвоить.
Скажем несколько слов о протоиерее Мефодии Финкевиче, который был настоятелем Свято-Вознесенского храма на Демиевке до конца 2010 года. За годы своего священства отец Мефодий прославился, как хороший, великодушный человек, который готов был отдать все, чтобы хоть как-то помочь ближнему. Свои сбережения он отдавал или людям, которые имели в этом потребность, или жертвовал на другие храмы, помогал бедным священникам. Протоиерей Мефодий никогда никому ни в чем не отказывал и отдавал даже последнее. Он все это делал без всякого внешнего пафоса, только потому, что чувствовал на себе ответственность перед Христом и перед Церковью. И этот дух Христовой любви чувствовался во всех его поступках. Прихожане храма также отмечают особенность проповедей протоиерея Мефодия, которые всегда были очень содержательные и живые. Отец Мефодий постоянно беседовал с паствой, наставляя людей к спасению, помогал им встать на правильный путь спасения своей души ради Христа. Многие прихожане нашего храма относятся к нему, как к православному духовному наставнику и доброму пастырю. Сейчас отец Мефодий является монахом в Почаевской Лавре.
Хочется также написать мнение прихожан Свято-Вознесенского храма о том, каким должен быть священник.
Одни отмечают, что священник должен быть богобоязненным и любовью покрывать все; быть таким человеком, которому хочется доверится в своих скорбях и радостях.
Другие отмечают, что священник должен быть духовным авторитетом, которому хотелось подражать. Когда слышишь от священника совет и параллельно видишь, что и священник своими действиями поступает в духовной жизни также, то и самому проще исполнить наставления и даже понести епитимью, как наказание за свой грех.
Очень важным некоторые прихожане отмечают чувство любви священника к духовным чадам. Открытость, искренность и рассудительность неотъемлемое достояния священника.
Пожилые прихожане хотят большего внимании от пастыря к себе на исповеди в сравнении с молодыми прихожанами, понимая при этом, что молодым надо больше времени для воцерковления и духовного наставления.
Важным является требовательность и строгость по отношению к пасомым. Также своими действиями и словами священник не должен соблазнять людей на грех осуждения и зависти, они не хотят видеть в нем ничего порочащего. Священник должен служить Богу, своему приходу и прихожанам так, как поступал Святой Иоанн Кронштадский и другие чтимые пастыри. От священника хочется получить духовный опыт, как от человека опытного, который действительно, что-то понял в этой жизни и получил духовную мудрость от Христа.
Впрочем, не будем забывать и о том, что Пастыреначальник Христос, промыслительно окормляющий Свою Церковь, действует и через немощные сосуды. Святитель Феофан Затворник пишет: «Господь правит Церковию и всем, что в ней. Священники – орудия Его. Что для кого нужно, то подаст Господь чрез священника, каков бы он ни был, коль скоро ищущий идет с полною верою и усердно».
Священник такой же человек, как и мы. Важно видеть в священнике просто человека с такими же слабостями, немощами, пристрастиями, увлечениями, как и у других. Священник является по своей сути старшим среди равных ему. Он такой же брат, которого из уважения к его служению Богу и нам называют отцом или ласково батюшкой.
От христиан также требуется высокая ответственность и благоразумность перед священником, как к посланнику (апостолу) от Бога. Своим поведением мы не должны смущать или соблазнять священника. Важно воздержатся от обсуждений священника, что он должен или не должен делать, что ему можно или нельзя, какая должна быть у него одежда или тому подобное.
На исповеди или в беседе пасомые должны быть не многословными, говоря только то, что относится ко греху – без ненужных подробностей, чтобы не соблазнить случайно и пастыря. И понимая, какое важное служение священника и его ответственность перед Богом, будем с богобоязненностью и любовью относится к нашим пастырям в кротости и смирении. Да поможет всем нам Бог.
По материалам orthodox.org.ua, pdsem.mrezha.net и mospat.ru