«Днесь Владыка прииде освятити естество водное»
…Человек стоит на грани двух миров, он не может быть оторван ни от мира видимого, ни от мира невидимого: Бог создал его из персти земной, из вещества твари видимой и тленной, но вложил в него душу, дух ангельский; как говорит один из святых отцов, человек есть Ангел во плоти, он носит в себе оба мира, соединяясь с одним телом и восходя к другому через свой невидимый бессмертный дух.
Мысль о неотделимости человека от твари проходит через все сегодняшнее богослужение. Мы молимся: Помилуй нас и мир Твой... потому что в христианском сознании не отделяем себя от мира, в котором живем. Человек — венец творения, высшая точка его, и потому все, на что он налагал свою греховную печать, заражено тем же грехом; вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22),— говорит апостол Павел. И Христос явился на Иордан не только восстановить падшее человеческое естество, но и обновить всю тварь через водное естество. Ты, во Иордане крещся, Спасе наш, воды освятил ecu, дланию раба рукополагаемый и страсти мира исцеляяй (служба 19 января).
Сегодня мы совершаем Великое освящение воды. Но почему именно через воду освящается мир? Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2), как над самым чистым естеством, когда еще не было мира. Господь создал воду для того, чтобы ей быть естеством освящающим, очищающим, оживотворяющим. Водой потоплен грех при Ное, водою попалена жертва, принесенная праведником. Через воду в Ветхом Завете совершалось очищение. И окроплю вас чистою водою,— говорит пророк Иезекииль, открывая тайну духа,— и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам (Иез. 36, 25—26).
Водное естество освящается, чтобы через него освятить прежде всего человека. Каждый из нас при духовном рождении освящается Иорданским крещением, ибо Иорданским освящением освящается вода для Таинства Крещения. Если каждый из нас, как верит Святая Церковь, облекается в одежду нетления, то и для природы должно быть очищение от того греха, который мы в нее вносим. Именно сегодня праздник не только людей, но и праздник всей природы, ибо и природа да облечется в одежду свою первую. И к горам, и к холмам, и к светилам небесным, и к Ангелам, и к людям обращается Святая Церковь, призывая всех петь и превозносить Господа. Таким образом, Церковь снова раскрывает нашу связь со всей природой, связь мира видимого и невидимого, между человеком и стихиями, между человеком и миром, связь, которой мы не чувствуем, и оттого-то мы так одиноки, оттого-то мы не всегда понимаем богослужения, которое сегодня совершается.
Разве можно говорить о человеке и мертвой материи, когда через эту воду, через материю совершается Таинство Крещения и наше духовное рождение. Обыкновенная вода, получая духовные дары благодати, освящается, и через нее освящаемся мы. Другое великое Таинство — Миропомазание совершается через миро: простое благоуханное вещество по освящении приобретает силу преподавать нам, миропомазанным, дары Святого Духа. Хлеб и вино освящаются, прелагаются и Тело и Кровь Господа, делая нас Телом Христовым, если мы приобщаемся не в суд или во осуждение.
Потому так тесна наша связь с видимой природой: все создание Божие живет Своим Творцом — истинной Жизнью, а человек стоит на грани двух миров — мира невидимого, с которым он связан своей бессмертной душой, и мира видимого, через тело, которое, как проводник благодати Духа Святого, становится бессмертным, как и душа, если мы живем во Христе. Человек — малый мир — носит в себе соединение двух великих миров. В этот величайший день Церковь верует: Господь снова крещается и обновляет Собою водное естество, вся природа, обновляясь, получает снова свою первую одежду, какую и мы получили в Крещении.
Наша величайшая задача в этот Праздник — осознать свою связь с обоими мирами, с миром духовным и миром материальным; мы должны помнить, что мы не отдельно существуем, что мы связаны с этим миром, как его венец; мир, лежащий во зле, мы должны очищать, а не загрязнять вновь и вновь своим грехом. В этот день мы не одиноки; вся Церковь, видимая и невидимая, и люди, и Ангелы славят пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.