ПОУЧЕНИЕ В «ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Святая Церковь, приготовляя нас, братья и сестры, к Великому посту, научила нас смирению притчей о мытаре и фарисее, подкрепила надеждой на Божие милосердие притчей о блудном сыне, вложила в нашу душу страх и трепет за будущую вечную нашу участь картиной Страшного суда; теперь же она побуждает нас к взаимному проше­нию обид — необходимому условию прощения Богом наших согреше­ний. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», — сказал Господь Иисус Христос.

Внимая этим словам Христовым из уст Церкви, древние подвиж­ники православного Востока, вступая в дни св. Четыредесятницы, вза­имно испрашивали друг у друга прощение, а затем расходились по пустынным местам, чтобы проводить время в безмолвии, непрестанной молитве и строгом посте.

Обычай испрашивать в настоящий день друг у друга прощение вошел в писаные уставы иноческих обителей, а оттуда распространился повсюду и сделался общим обычаем всей Православной Церкви. По­этому настоящий воскресный день называется прощеным воскресеньем, то есть днем всеобщего взаимного прощения.

Что же означает для нас, братья и сестры, взаимное прощение? Что вообще значит примириться с ближними? Это значит простить тех, кто перед нами в чем-либо виноват, и испросить прощение у тех, пред кем мы сами виноваты.

Простить ближнего — это значит отнестись к нему так, как будто он и не оскорблял нас, не согрешал против нас, великодушно от­казаться от всякого отмщения или взыскания, предать все, что про­изошло, полному забвению и питать к раскаявшемуся брату своему христианские добрые чувства.

А испросить у него прощение — значит искренне признать свою неправоту и чистосердечно раскаяться пред ним и просить забыть обиды и огорчения, нанесенные ему, и восстановить добрые, христиан­ские отношения.

Как в том, так и в другом случае от нас требуется глубокое внут­реннее смирение, сознание своей греховности и виновности перед ближними и Богом. Сегодня мы должны взаимно простить друг друга. Без этого взаимного прощения мы не можем надеяться на то, что и Господь простит нам наши согрешения.

Но как трудно, братья и сестры, простить взаимно друг другу, простить искренне, от всего сердца! Если легко простить друг друга на словах, формально, сухо, не от сердца, то очень и очень трудно бывает простить искренне, от глубины души и сердца. В силу этого святой обычай взаимного прощения, завещанный нам благочестивыми нашими предками, утратил для некоторых то, что было в нем хоро­шего, и сделался простым житейским обычаем— обрядом.

К великому сожалению, бывает часто так, что мы, охотно испра­шивая прощение у тех, с кем не было у нас никаких взаимных неудо­вольствий, совсем не спешим к тем, с кем у нас есть ссора или не­приязнь или вражда. Нас останавливает тягостное для нашей гордости испытание, заключающееся в признании своей неправоты, и ви­новности.

А иногда мы идем и дальше в своем лицемерии — приходим и го­ворим брату своему: прости меня, виноват я! Но в сердце своем про­должаем считать себя правыми, а того — виноватым пред нами. И та­ким образом, формально исполнив обряд прощения, мы лжем пред Богом и людьми, ибо фактически не уничтожаем источника взаимной вражды и неприязни.

Как же сломить нам, братья и сестры, свою гордость и преодолеть самолюбие?

Для этого нужно, прежде всего, проникнуться мыслью о том, что все обиды и оскорбления, наносимые нам нашими ближними, ничтож­но малы в сравнении с нашей виновностью пред Богом, Которого мы ежедневно, ежечасно, ежеминутно оскорбляем своими грехами. А меж­ду тем, Господь Иисус Христос, зная наперед все наши грехи, не возненавидел нас. Он страдал за эти самые наши грехи, молил Отца Небесного, вися на кресте, как за Своих распинателей, так и за всех нас, которые своими грехами причиняют нестерпимую боль Его серд­цу и как бы вновь распинают Его.

Кроме нашей греховности и виновности пред Богом, мы грешны и виновны и друг перед другом.

В самом деле, если мы задумаемся о своих отношениях к людям, то придем к выводу, что в большинстве случаев эти отношения опре­деляем мы сами. Каждый из нас вспомнит, что если сам искренне и доброжелательно относился к людям, то и с их стороны чаще всего встречал искренность и доброжелательство. Если же лукавил и про­являл неприязнь и недоброжелательство, то и в ответ получал то же. Значит, все дело в нас самих. Если отношения с моими ближними вчера у меня были хорошими, а сегодня испортились, то причину надо искать сначала в себе самом: что-то я не предусмотрел, что-то не так или лишне сказал, в чем-то не проявил участия, чем-то кичился, в чем-то не проявил сдержанности и терпения, и вот появилось огорче­ние и отношения испортились.

Нарушив отношения, я не только сам согрешил, но навел на грех и другого человека, вчерашнего своего друга, побудив его омрачить свое сердце неприязнью ко мне. А раз так, то я действительно ока­зался и виновнее, и грешнее и первым должен просить прощение.

Готовы ли мы, братья и сестры, к этому? Сразу, может быть, не готовы. А если подумаем, разберемся в своих отношениях к людям, то, Бог даст, сегодня к вечеру и будем готовы.

Будем помнить всегда о том, что для Бога наш мир с ближними дороже всяких жертвоприношений. Вспомним слова Господа, сказан­ные Им в Нагорной проповеди: «Если ты принесешь дар твой к жерт­веннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде при­мирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23). Мир есть высочайшее благо, которое Господь Иисус Христос за­вещал ученикам Своим, отходя на страдания: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», — говорил Он (Ин. 15, 27). Кто лишает себя этого духовного сокровища враждой и ненавистью к братьям своим, тот ли­шает себя и Царства Божия, которое есть царство мира и любви.

Так помиримся же, братья и сестры, друг с другом! Дети, просите прощения у ваших родителей; братья, сестры и родные, от души про­стите друг друга! Соседи, примиритесь с соседями и всякий человек со всяким — примирись! Примирись с усердием, любовью и с искренней готовностью полюбить.

Вспомним о том, что по Своему неизреченному милосердию Гос­подь готов простить нас еще прежде, чем мы успеваем простить друг друга, что Он благословляет одно созревшее наше желание и реши­мость нашу примириться. Он простит нам согрешения наши, если и мы прощаем согрешившим против нас.

С надеждой на милость Божию да приступим все мы сегодня, по зову Святой Церкви, к великому делу прощения и примирения друг с другом в Господе нашем Иисусе Христе. Помоги, помоги нам, Гос­поди, войти в подвиг Великого поста прощением друг друга! «И про­сти нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».