Пассии — особые богослужения, получившие распространение в Русской Церкви с XVII века; в настоящее время совершаются большей частью во время вечерней службы в пятницу или в воскресенье Великого поста и состоят из чтения Евангелия о страданиях Господа Иисуса Христа, пения отдельных песнопений Страстной седмицы и проповеди. В Свято-Вознесенском храме Пассия совершается каждую пятницу вечером (18.00) на протяжении первых четырех недель Великого поста.

СВИДЕТЕЛЬСТВО
(СЛОВО НА ПАССИИ)

Когда наступает Великий пост, и приближаются дни воспоминания страданий Господа Иисуса Христа, Церковь приготовляет к этим дням верующих особыми чтениями Святого Евангелия.

Слово Божие, слово святого Евангелия оказывает особое действие на душу человека, оно глубоко проникает в его сердце, оно дает нам «свет и разум». Оно делает слушателей как бы участниками вспомина­емых событий и так просвещает сердце человека, что он яснее видит свое отношение к Господу Иисусу Христу, к Его слову и Его закону.

Особенно сильно действует на душу верующего христианина еван­гельское повествование о страданиях Господа Иисуса Христа. Здесь нет ничего лишнего, все просто и кратко, но каждое слово нужно, каждая подробность имеет свое значение — они внезапно могут рас­крыть пред нашим внутренним взором то, чего мы раньше не знали, раскрыть нам состояние нашего сердца, состояние нашей собственной души.

Во все время жизни Господа Иисуса Христа на земле Его всегда окружали люди — «множество народа следовало за Ним» (Мф. 4, 25; 8, 1; Мр. 3, 7 и др.), вокруг Него «собирались тысячи народа» (Лк. 12, 1) и «теснили Его» (Мр. 5, 24), ближайшие ученики никогда не оставляли Его.

Но когда Он был взят Своими врагами и предстал пред судом без­законных первосвященников и фарисеев, Он остался один.

В Евангелии рассказывается, что на этом суде судьи искали лже­свидетелей, чтобы обвинить Господа Иисуса Христа, и их приходило много (Мр. 14, 56), но в защиту Его свидетелей не было, в защиту Его на этом суде никто не сказал, ни одного слова. Где же были всегда окружавшие Его люди? Где были исцеленные Им больные и многочисленные слушатели? Где ученики Его, где Петр, обещавший всегда следовать за Ним?

На суде никого не было. Никто не свидетельствовал о Господе Иису­се Христе. Все оставили Его, ученики разбежались, один из них Его предал, а Петр отрекся.

Господь Иисус Христос Один предстоял пред Своими судьями, пред Иродом и Пилатом, Он не нуждался в свидетелях, Он Сам «свидетель­ствовал об истине» (Ин. 18, 37), о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

И мы знаем, как сильно было это Божественное свидетельство; мы знаем, что так угодно было Его Божественной воле. Но наше сердце, сердце человека, остается как будто неудовлетворенным: неужели не было никого из людей, кто бы решился доброе слово сказать о Господе Иисусе Христе пред Его судьями, кто бы свидетельствовал в Его защиту...

Прошло не так много времени, несколько десятков лет, и вот по всей обширной Римской империи можно было часто видеть другие су­ды. Пред римскими правителями и судьями стояли мужчины и жен­щины, богатые и бедные, знатные и простые, часто даже старики и дети. Их подвергают пыткам, требуют отречения от Христа— они оста­ются твердыми и не отрекаются. Их осуждают на смерть, обезглавли­вают мечом, сжигают на кострах, отдают на растерзание зверям, а они до самой смерти исповедуют имя Господа Иисуса Христа. Кто же это, и какие преступления совершили?

Это не преступники. Это свидетели. Свидетелями о Господе Иисусе Христе называет Слово Божие мучеников, потому что не за преступ­ление, а за это свидетельство подвергали их мучениям и казням.

И кажется странным, что при жизни Господа Иисуса Христа никто не свидетельствовал о Нем, а теперь явилось столько свидетелей. И как сильно было это свидетельство! Сильно потому, что не в одних словах оно заключалось, но всей своей жизнью и даже смертью утвердили эти свидетели истину своей веры, своего упования.

Ни мучения, ни дикие звери, ни огонь, ни самая смерть не могли остановить этого свидетельства, и пришло время — сам римский импе­ратор преклонился пред Тем, Кого осудил на смерть его наместник и Кого распяли его воины...

Не было свидетелей на суде Господа Иисуса Христа, но как мно­го оказалось их после Его смерти.

Ведь не одни мученики свидетельствовали о Нем — весь мир на­полнился этим свидетельством. Начали его апостолы и понесли его «до края земли» (Деян. 1, 8), по всему миру. Свидетелями о Господе Иису­се Христе после апостолов стали их преемники — пастыри и учители церковные. Свидетелями были все, искренне веровавшие в Господа Иисуса Христа, все святые, праведники, подвижники, осуществлявшие в жизни свою веру, жившие по заповедям Божиим. И их свидетельство оттого и имело такую силу, что оно было свидетельством не одним сло­вом, но делом и самой жизнью.

Кто исполняет заповеди, тот свиде­тельствует об их истине, о своей твердой вере в Того, Кто дал эти за­поведи...

Каждый из нас, каждый христианин должен быть таким свидете­лем о Господе Иисусе Христе. Нет христианина, который мог бы отка­заться от такого свидетельства, потому что каждый из нас носит на себе страшное Имя Христово. Все окружающие видят жизнь христиа­нина, видят, как он живет. И каждый христианин бывает или свидете­лем или лжесвидетелем о Господе Иисусе Христе: свидетелем, если исполняет Его заповеди; лжесвидетелем, если называет себя верующим во Христа, а заповедей Его не исполняет.

Ведь кто поверит нам, кто поверит нашей вере, если в жизни, если в делах и поступках наших мы нарушаем заповеди Божии? Разве мы так легко нарушали бы их, если бы твердо верили в Того, Кто дал их нам? Ведь если Господь заповедал любовь и чистоту, терпение, смире­ние и милосердие, а в жизни христианина их нет, то, значит, такой че­ловек только называется христианином, и когда он говорит о своей вере, то говорит неправду. Не свидетель такой человек о Господе Иисусе Хри­сте, а лжесвидетель. И потому слова его, убеждения его не имеют силы.

А если бы мы все исполняли заповеди Божии, то, говорит св. Иоанн Златоуст, весь мир обратился бы ко Христу. И смотрят на нас окружающие, видят жизнь нашу, иногда молчат, иногда осуждают, но не принимают нашего свидетельства, потому что не верят ему, не верят нашей убежденности, нашей искренности, не верят нашей вере. Ведь если бы мы сами твердо верили, то не нарушали бы так легко заповеди Божии.

И исполняется тогда над такими лжесвидетелями пророческое сло­во: «Вас ради Имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24).

А быть не свидетелями о Господе Иисусе Христе, а лжесвидетелями страшно! Сам Господь говорит: «не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Скажет Он таким лжесвидетелям: «Я никогда не знал вас: отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23)...

Слово Божие раскрывает нам состояние души человека, ставшего лжесвидетелем. Мы знаем из Евангелия, что когда Петр отрекся от Господа Иисуса Христа, не захотел свидетельствовать о Нем, Господь взглянул на него. Глубоко в сердце его проник этот взор, и вспомнил тогда Петр свою прежнюю любовь к Учителю, вспомнил свою уверен­ность, свое обещание следовать за Ним. Все вспомнил — вышел вон и горько заплакал.

Всю свою жизнь не забывал Петр об этом взоре, не забывал о своем отречении. И вся его жизнь с этих пор стала одним свидетель­ством о Господе Иисусе Христе. А Господь возвратил Свою любовь, Свою милость, всё, что Петр отверг в своем отречении. Но не на одного отвергающегося Петра смотрит Господь Иисус Христос. Вместе со Словом Божиим глубоко в сердце каждого чело­века проникает взор Господа Иисуса Христа. Смотрит Он в душу чело­века, называющего себя верующим, но отказывающегося своей жизнью свидетельствовать о Нем. Глубоко смотрит и в нашу душу Господь, вновь распинаемый нашими грехами и оскудением нашей любви, нашей верности.

И в этом взоре нет гнева, нет угрозы, нет даже упрека — одна бес­конечная любовь, одна бесконечная жалость. Жалость к нам, состра­дание к жалкому состоянию нашего сердца.

И если сохранилась еще в нас хоть искра веры в Него, хоть не­много любви к Нему, то мы сможем почерпнуть в этом взоре то, что почерпнул в нем Петр, — раскаяние и твердое намерение стать истинными соратниками Господа Иисуса Христа.

Зная бесконечную любовь Божию, зная бесконечное Его снисхож­дение, будем еще раз просить у Него милости и помощи, будем про­сить у Него силы творить Его волю во всяком деле, большом и малом, до последнего издыхания быть верными свидетелями о Господе Иисусе Христе. Аминь.

Великий пост - духовная весна в жизни христианина