Благовещение Пресвятой Богородицы является одним из самых радостных христианских праздников. Это — день чудесного зачатия Сына Божия Непорочной Девой от Духа Святаго.
«...В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве... имя же Деве: Мария» (Лк. 1, 26—27),— так начинается евангельское повествование об этом событии. Войдя в скромное жилище праведного Иосифа, Архангел Гавриил приветствовал юную Марию славами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). «Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1, 28—29).
Почему же смутилась Непорочная Дева? Может быть, Ее устрашило это небесное явление? Но Священное Предание нам говорит, что, живя в Иерусалимском храме, юная Мария привыкла к явлению небожителей. Ее смутило необычайное приветствие Архангела, потому что он назвал Ее «благодатной» и «благословенной» между всеми женами. Как смиреннейшая из людей, Она не дерзала эти слова отнести к Себе. Поэтому-то Она и размышляла в сердце Своем: от Бога ли это явление? «Не некая ли прелесть; не прииму ли смерть вместо целования, якоже древле Ева, праматерь наша?»
«Не бойся, Мария,— продолжал Архангел, видя смущение Приснодевы,— ...Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына... Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего...» (Лк. 1, 30—32). Так Гавриил успокаивает встревоженное сердце смиренномуд- ренной Девы. Не смущайся, как бы говорит он, Бог видит всю славу смирения Твоего и чистейший храм души Твоей. Такой именно Кивот Он и ждал для Сына Своего. Именно Ты, кроткая Мария, будешь орудием спасения людей; Ты избрана быть Матерью Эммануила.
В этой беседе Архангела с юной и чистейшей Отроковицей перед нами открывается все сокровище сердца Приснодевы. Хотя Мария и «смутилась от слов его», однако Она не потеряла присутствия духа. «Как будет это, когда я мужа не знаю?» — вопрошала Она Архангела; Она ведь дала пред Богом обет девства. «Что твой вид огненный? Что твое достоинство и словес сила? Зачати Сына провещаваеши Ми, Аз же искуса мужеска не вем: отиди далече, не прельстиши, человече, якоже прежде Еву праматерь змий льстивый». Так живописует Святая Церковь состояние души Приснодевы в этот момент. Ум чудной Отроковицы готов отразить всякое искушение. Она помнит, что Ее «прамати, приемши разум змиин, пищи Божественный изгнана бысть». Юная Мария здесь как бы искупает вину праматери Евы, которая некогда «рассеянным умом неосторожно вняла льстивым обещаниям змия».
И Архангел сообщает Ей тайну рождения: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей» (Лк. 1, 35—36). Указание на происшедшее с неплодной Елисаветой окончательно убеждает Приснодеву в небесном посланничестве благовестителя; Ее премудрость склонилась перед тайной того необычайного рождения, о котором Ей благовествовал Архангел, ибо «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». И Она смиренно изрекла: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).
«Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну...» (Лк. 1, 39). Почему спешит Мария? Куда Она стремится? — День Благовещения, будучи одним из главнейших этапов в деле нашего спасения, одновременно является и глубоко интимным праздником Богоматери: это день Ее обрадования, началом Ее Богоматеринства, день великой радости Ее духа. И хотя Она и сложила полученную от Архангела весть в глубине Своего кроткого сердца, и даже не поведала об этом Своему праведному обручнику Иосифу, однако Она всецело захвачена сообщенной Ей тайной и спешит к Своей любимой родственнице Елисавете, у которой также радость, ибо и «она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц» (Лк. 1, 36).
Наибольшей силы достигает этот порыв Приснодевы в момент встречи двух обрадованных родственниц, в момент их трогательного целования. В ответ на пророческое приветствие Елисаветы — «Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» — из уст Приснодевы полилась вдохновенная пророческая песнь: «Величит душа Моя Господа...» Величественен этот порыв юной Девы. С волнением мы созерцаем «радость духа» Непорочной Марии, ставшей Невестой Неневестной Духа Святаго. Но для нас в этой встрече сладостнее ангельской песни звучат впервые на земле произнесенные слова: «Матерь Господа». На земле появилась Божия Матерь. В этом пророческом провидении праведной Елисаветы тайны Благовещения заключаются и радость всего человечества и высокий догматический смысл события Благовещения. «Днесь спасения нашего главизна, — поет об этом событии Святая Церковь, — Сын Божий Сын Девы бывает». Сегодня Безначальный начинается.
В день Благовещения произошло неизреченное сочетание, таинственный брак Божий, совершился новозаветный союз Бога с человеками, — пишет преп. Симеон Новый Богослов. «Слово сделалось плотью». На смиренный ответ Девы благовествующему Архангелу: «Буди Мне по слову твоему», «во утробу Девы вошло все ипостасное, единосущное и совечное Отцу Слово-Бог и чрез наитие и содействие единосущнаго Ему Духа восприняло плоть от непорочных и чистых кровей Ея, соделавшись совершенным человеком с телом и душею».
«Како Мати буду Зиждителя Моего?», «Како Божества растворения естество человеческое претерпит?»— этими словами, которые песнословцы влагают в уста Богоматери в службе Благовещения, Святая Церковь выражает одновременно и священное недоумение и радость по поводу чудесного образа спасения, которое Премудростью и Милостью Божией определено для падших людей.
«Како Божества растворение естество человеческое претерпит?» К этому таинственному соединению Промысл Божий издревле готовил людей. В Ветхом Завете много говорилось прообразами об этом чудесном «Божества растворении» в человеческом естестве: «Неопалимая Купина», что горела огнем и не сгорала; три отрока, оставшиеся невредимыми в пещи Халдейской; скиния, сооруженная из тленного материала, но вмещавшая в себе Бога, ибо Он над «очистилищем» беседовал с Моисеем; а также многие принадлежности скинии: Кивот, что хранил Слова Завета; золатая кадильница, прообразовавшая чистую плоть Приснодевы, Которая вместит в Себя «угль Божества», и многое другое. Поэтому день Благовещения, являясь днем светлой радости Богоматери по случаю Ее Богоматеринства, одновременно служит и великим торжеством для всего человечества. Ибо в этот день положено начало таинственному общению Бога с человеками: «нижнее и вышнее соединяется, Адам обновляется, и Ева первые печали свобождается», отныне чудесно восстанавливается нарушенный грехопадением союз Бога с людьми. Аминь.